Секреты автолюбителей

Умение водить грузовик





Умение водить грузовик

В свое время (RA № 3/198) мы рассказали об опыте работы дальнобойщиков в Германии. После той публикации к нам обратились несколько читателей с просьбой продолжить эту тему, исходя из латвийских условий. Выполняем пожелание и предоставляем слово водителю-дальнобойщику рижанину Игорю Никитину, с которым побеседовал корреспондент RA.

Автопоезд — не легковушка

Для дальнобойщика в любом рейсе главное — безопасность.

Начну с простой истины: автопоезд — не легковая машина, он требует совершенно иного подхода к технике вождения. Движение автопоезда по скользкому асфальту требует постоянных безошибочных действий, поскольку малейшая ошибка часто приводит к аварии. Водители обычно активно используют весь диапазон скоростей. А их у современного грузовика — 16. Тем не менее, лично по себе знаю, что опытные водители 40-тонных грузовиков редко пользуются половинками скоростей, считая их “бесплатным приложением” к основным восьми скоростям. Поясню это на примерах езды в различных режимах.

Городская езда

В городе движение грузовика нужно постоянно планировать, а для этого надо заранее продумывать маршрут передвижения и предугадывать дорожную ситуацию. Если вы приближаетесь к светофору с красным сигналом, то необходимо максимально использовать накат, чтобы начинать движение с высшей передачи. Ведь при разгоне 40-тонного автопоезда моментальный расход топлива достигает 80—160 л/100 км. 1—5 передачи считаются разгонными, при которых автомобиль потребляет максимальное количество топлива.

Поэтому при движении по городу я придерживаюсь следующих правил:

  1. Максимально использую накат автомобиля; заранее предусматривая ситуацию.
  2. Держу дистанцию между автомобилями, чтобы было место и время для маневра и действия.
  3. Трогаясь на зеленый сигнал светофора, всегда посмотрю на сигнал светофора следующего перекрестка. Стараюсь попасть на зеленый сигнал.

И еще один совет, на сей раз по экономии топлива: незачем “топтать” педаль акселератора при езде в городе — все равно попадешь на красный сигнал, а горючего сожжешь уйму. В городе надо ездить спокойно и плавно, без дерганий и ненужных ускорений.

На моем дизельном двигателе MAN D2866 мощностью 410 л.с. оптимальный рабочий диапазон оборотов 1000—2000 об/мин. Напомню, что одна целая передача изменяет обороты двигателя примерно на 500, половинка — на 250 об./мин., полторы передачи — на 750 об./мин. Во время движения по городу следую упомянутым выше трем правилам.

Загородная езда

Что касается движения на автотрассе, то здесь сложность представляют подъемы. Следует учесть, что современные автопоезда имеют ограничитель скорости, как правило, 85 км/час. И сколько машину перед подъемом не разгоняй, выше определенной скорости не поедешь. Перед подъемом в гору необходимо правильно рассчитать ее длину и наклон.

Если вы понимаете, что без переключения передач подъем не пройти, то необходимо до его начала переключиться на одну ступень ниже, чтобы иметь запас мощности. На скорости 80 км/час на 8+Т передаче мы имеем обороты двигателя 1400 об./мин., что соответствует мощности 360 л.с. (для двигателя 410 л.с). При той же скорости движения, но на 7+Т передачи обороты двигателя 1900 об./мин., а мощность 410 л.с.

Если вы начнете переключаться уже на подъеме, то будете терять дополнительные 200—250 оборотов двигателя при переключении. То есть, переключаясь на одну ступень ниже, вы увеличиваете обороты не на 500, а на 250 единиц. А это потеря в мощности. В таком случае вам, возможно, придется переключаться еще раз.

Переключаться на подъеме нужно целыми ступенями, а не половинками, как ошибочно практикуют многие, в том числе и я поначалу.

Короткий подъем лучше проходить при оборотах двигателя 2000 об./мин., длинный при 1500—1700. Следует учесть, что на спуске с горы вам, вполне возможно, придется воспользоваться моторным декомпрессионным тормозом, поэтому на высшую точку подъема лучше влетать накатом и помнить, что наибольшее тормозное усилие двигатель развивают при 2000 об./мин.

Еще один нюанс — некоторые водители на пологих спусках катятся накатом, наивно полагая, что так экономят топливо. Но дело все в том, что на современных двигателях при движении накатом с включенной скоростью клапан полностью перекрывает подачу топлива в цилиндры и его потребление равно нулю, а с выключенной скоростью двигатель потребляет топливо для работы на холостых оборотах.

Еще одно заблуждение — нельзя двигаться накатом с выключенной скоростью из-за того, что масляный насос тогда перестает создавать давление в коробке передач. При работе двигателя на холостом ходу давление масла вполне достаточно для нормальной работы КПП. Но спускаться с горы на нейтральной скорости не рекомендуется в целях безопасности.

Напутствие

Мои пожелания всем водителям-дальнобойщикам такие: попытайтесь не думать, сколько времени у вас отнимет дорога. Во сколько приедете, во столько и приедете. Главное в рейсе, да и в любой поездке — это безопасность.

Записал Михаил БОРИСОВСКИЙ

Игорь НИКИТИН








Источник: http://www.autoavize.lv

Www.mx3-club.ru

Lexx писал(а): Итак если погорел силовой ключ (сборка с тремя лапками).
}